Краткие сведения о некоторых исторических гоночных сериях
- 08 Май 2014, 11:32
- Автор: avicloud
- Просмотров: 4471
Краткая информация о 20-ти гоночных сериях XX века.
World Sportcars Championship (1953-1992)
Эта серия в основном объединяла гонки на выносливость, хотя в её рамках проходили гонки на "короткие" дистанции и даже горные гонки (hillclimbs). Официальное название этого чемпионата неоднократно изменялось. Вот некоторые из них: Sportscar World Championship, World Endurance Championship (Endurance - выносливость (англ.)), World Championship for Makes (or for Manufacturers) (марок, производителей), и World Sports Prototypes Championship.
В истории чемпионата можно выделить 6 исторических периодов. Первый - с 1959 по 1961 гг.. Каждый сезон имел около 6-ти гонок, в которых принимали участие прототипы, спортивные автомобили и автомобили GT. Очки начислялись первым 6-ти финишировавшим. Ситуация изменилась в 1962 - 1965 гг. (2-ой период), когда FIA решила уделять больше внимания GT автомобилям. Они были сгруппированы к трем категориям с отдельными классификациями. Гонки на горных трассах, гонки на "короткие" дистанции расширили чемпионат, который теперь объединял в себе около 15-ти этапов. Наиболее известные гонки - 24 часа Ле-мана, 12 часов Себринга, Тарга Флорио и 1000 км Нюрбургринга. Однако из-за сложности подсчета очков (разнообразие классов автомобилей) FIA сократила чемпионат до 6 - 10 этапов.
Возможно наиболее известный был 3-й период серии 1966 - 1971гг., когда на гоночных трассах выступали легендарные автомобили. Такие как Ford GT40, Ford Mk IV, Lola T70 Mk III, Ferrari 330 P4 и 512 S и легендарный Porshe 917. В 1972 году, после введения для прототипов и спортивных автомобилей лимита на объем двигателя (3000 куб.см.), многие участники покинули чемпионат. Очки теперь начислялись первым 10-ти финишировавшим.
4-й период 1972-1977 гг. из-за недостатка участников чемпионат был скучным. Победители: (Ferrari - 1973 г., Matra - 1974 г., Porsche - 1976 г., Renault - 1976 г. и Alfa Romeo - 1977 г.). С 1968 г. по 1977 г. в серии опять участвовали автомобили класса GT.
С 1978 по 1979 год в чемпионате участвовали автомобили класса GT новой группы 5. В 1979 году, из-за абсолютного доминирования марки Porsche, в чемпионат опять были допущены прототипы. Участников разделили на два класса (гр.5 и прототипы). Это был 5-ый период (1978 - 1981 гг.). Группа 5 в 1981 году прекратила существование в рамках серии.
Последний 6-ой период, принадлежащий прототипам группы С, продолжался 11 лет (1981 - 1992). В этот период в чемпионате принимали участие самые симпатичные и быстрые (личное мнение автора) автомобили. В 1991 году FIA изменила правила чемпионата, чтобы перенести внимание автопроизводителей к Формуле 1. Количество участников уменьшилось в 4 раза. В последнем сезоне (1992 г.) было всего 8 этапов. Автомобили группы С строили многие известные автопроизводители - Porsche, Ford, Lancia, Jaguar, Nissan, Mazda, Toyota, Aston Martin и Peugeot. Рекордсменом серии по количеству побед стала марка Porsche, отобрав в 1973 году этот титул у марки Ferrari.
FIA GT Cup (1960-1961)
Серия существовал два года. Автомобили класса GT активно развивались во второй половине 50-х, в данной ситуации FIA организовала отдельный чемпионат для автомобилей класса GT. Он стартовал в 1960 году. Это первенство включало в себя этапы серии World Sportscar Championship, а также несколько независимых этапов. Автомобили, принимающие участие в этой серии, разделялись на 6 классов (по объему двигателя). Такой большой спектр автомобилей привел к тому что, например, среди чемпионов можно было увидеть Ferrari 250 GT наравне с Fiat-Abarth 700 или 500.
FIA GT Cup, начатый в 1960 году, после сезона 1961 года стал называться Международным Чемпионатом Марок (International Manufacturers Championship) и фактически стал наследником World Sportscars Championship. Как неофициальный мировой чемпионат автомобилей класса GT, Международный Чемпионат Марок продолжался до середины 60-х гг., пока в 1966 не переключился на участие спортивных автомобилей и прототипов. В 1972 г. Международный Чемпионат Марок получил официальный статус, как продолжение серии World Sportcars Championship
United States Road Racing Championship (1963-1968, 1998-2000)
Северо-Американская серия автомобилей группы 7. К 1968 году интерес зрителей и команд переместился к более прогрессирующей серии Can-Am.
В 1998-м году серию возродили с формулировкой: "чтобы сделать автогонки в США более популярными". Это было ничто иное как копия серии IMSA. Первый сезон USRRC имел всего 5 этапов, включая 24 часа Дайтоны.
В 1999-м году, для увеличения интереса, были приняты европейские правила серии ISRS. Теперь автомобили, выступающие в серии USRRC, могли без изменений выступать в серии ISRS, и наоборот. Соглашение между USRRC и ISRS предусматривали также и так называемые Транс-Атлантические вызовы. Они включали в себя две гонки в США куда приглашались 6 лучших команд серии ISRS и две гонки в Европе куда, соответственно, приглашались 6 лучших команд серии USRRC.
British Sports Car Championship (1966-1972)
Первоначально в чемпионате участвовали спортивные автомобили группы 7, которые были известны по таким сериям как Can-Am и USRRC. Позже в нем принимали участие и автомобили группы 4, например, Lola T70 Мк.3 или Ford GT40. В 1970 году, когда 2-х литровая категория для спортивных автомобилей стала очень популярной в Европе, в соревнованиях участвовали только автомобили 4-й группы. Первенство было отменено в течении сезона 1972-го года из-за недостатка участников.
Can-Am championship (1966-1974, 1977-1986)
В истории этого чемпионата было два значительных периода. Первый - с 1966 по 1974 гг. Этот период, пожалуй, наиболее известный. Тогда в гонках соревновались автомобили группы 7, практически не имеющие ограничений на объем двигателя и по мощности и скорости превосходившие наиболее быстрые, в то время, автомобили F1 и спортивные автомобили World Sportcar Championship.
В гонках Can-Am принимали участие и тогдашние звезды Формулы 1. Так, победителем первого сезона 1966 г. стал Джон Сертиз на автомобиле Lola. После, наступила эра McLaren. В период с 1967 по 1971 гг. пилоты Денни Хьюм и владелец команды Брюс МакЛарен, на одноименном автомобиле, выиграли большинство гонок серии. Перед началом сезона 1970 г., МакЛарен погиб при испытании своего нового автомобиля. В 1972 году в серию ворвалась марка Porsche, и новое руководство команды McLaren оставило участие в серии и переключило внимание на Формулу 1. Из-за этого, и по причине тотального превосходства Марка Донахью и Porsche 917-30 в 1973 году, серия начала медленно терять интерес у зрителей. Чтобы избавиться от превосходства Porsche организаторы изменили регламент соревнований. Но несмотря на это сезон 1974 года прошел в скучной обстановке, тогда состоялось только 5 этапов. Чемпион сезона Джеки Оливер, выступавший на Shadow DN4, был игнорирован FIA.
Второй период чемпионата был с 1977 по 1986 гг.. В этот период регламент предусматривал участие одноместных гоночных автомобилей с объемом двигателя не более 5-ти литров. Наиболее успешными автомобилями чемпионата того периода были Lola моделей T333CS и T530. Шасси Lola использовали и другие Топ-команды серии: Prophet, Spyder, Frissbee и VDS. В том периоде в чемпионате участвовали и известные гонщики, такие как Патрик Тамбе, Алан Джонс и Джекки Икс. Но чемпионат уже не пользовался такой популярностью у зрителей, как в лучшие годы первого периода. После появление на сцене мирового автоспорта спортпрототипов группы С, интерес к чемпионату Can-Am стал катострофически снижаться. В ходе сезона 1986 года, проходившем почти без зрителей, организаторы чемпионата решили, что чемпионат в 1987 году продолжаться не будет.
European sportscar championship (1970-1975, 1978, 1983)
Эта серия для 2-х литровых спортивных автомобилей стартовала в 1970 году. В ней выступали многие известные на то время автомобили, но серия была завершена после пяти лет существования.
European sportscar championship снова появился в 1978 году, для прототипов группы 6 (B6), которые, после смены регламента для World Sportcar Championship, остались не у дел. Был проведен один полноценный сезон. В 1979 прототипы группы 6 были опять допущены (вне зачета) в World Sportcar Championship.
Третий период этого чемпионата состоялся в 1983 году, когда FIA организовала чемпионат European Endurance Championship для прототипов группы С. Многие его гонки шли в зачет World Endurance Championship. В конце 1983-го года FIA свернула этот чемпионат, хотя уже был готов календарь на 1984 год.
Interserie Сup (1970-1998)
Серия была основана как европейский аналог Can-Am. В ней выступали многие автомобили выступающие в Can-Am, такие как: McLaren, Lola, Porsche, March и BRM. Вместе с ними выступали и автомобили группы 5 из World Sportcar Championship. Первым чемпионом серии стал Юрген Ньюхауз на автомобиле группы 5 Porsche-917К. А затем наступила эра противостояния между Турбо-Porsche и McLaren.
В 1976-м году "лицо" серии изменилось. Эра Porsche завершилась, и места на стартовой решетке все больше и больше занимали автомобили новой группы B6. За победу боролись Lola, Sauber и TOJ, и только в сезоне 1978-го года им противостоял Ринхолд Джаст на старом Porsche 908-3 Turbo.
Этот период завершился в 1982-м году, когда в серию были допущены прототипы групп С1 и С2. Они соревновались с немногочисленными автомобилями Can-Am, в которых использовались узлы и агрегаты европейских Формул 1 и 2. Но были также и "настоящие" автомобили Can-Am, типа Holbert CAC-2 и March-Chevrolet. В 1986-м году группа B6 окончательно исчезла из серии, и с этого года началось почти абсолютное доминирование Porsche моделей 956 и 962С. Никто другой не был способен противостоять им до первой гонки сезона 1992. Чарльз Зволсман выиграл на трассе Mugello на новой Lola Т 92\10 Judd. Но он участвовал в гонках нерегулярно, поэтому в 1992-м и 1993-м гг. большинство побед одержали Porsche 962 GTP.
С окончанием World Sportscar Championship в 1992-м году, группа С1 начала постепенно исчезать из серии. Полностью она исчезла в 1994-м году. Некоторое время борьба еще продолжалась в группе С2, но интерес к серии продолжал падать. В период 1995 - 1997 гг. лучшим гонщиком серии был канадец Робби Стирлинг на автомобиле Lola Т 92\10 Judd.
В первой гонке сезона 1998 г. выступало всего 5 автомобилей. Это и было причиной закрытия серии. С 1999 года серия Interserie Сup стала клубом - Interserie I.S.O. Sprint. В гонках участвуют только члены клуба на автомобилях типа Open Wheels.
Fuji Grand Champion Series (1971-1989)
Гонки этой серии проходили на знаменитой трассе Фуджи. Сначала в серии принимали участие 2-х литровые прототипы группы 6. С 1979 года к гонкам начали допускать автомобили из серии Can-Am. В 1987 году объем двигателя для участников был ограничен 3-мя литрами. В 1988 году серия была переименована в Grand Champion Series. Кроме трассы Фуджи заезды состоялись и на других трассах Японии. В 1989 году серия получила статус Национальной, но после завершения этого сезона серия прекратила существование из-за сокращения зрителей. В серии выступали такие автомобили как: March 74S, Alpine A441 Renault, Chevron и Lola.
International Motor Sport Association (IMSA) (1971-1998)
Ассоциация IMSA была основана в 1969 году. В этом же году была проведена одна гонка. Первый полноценный сезон состоящий из 6-ти гонок стартовал в 1971 году. В соревновании принимали участие автомобили GT, по техническим требованиям подобные европейским группам А2 и А4. Они были разделены на четыре класса: GTO, GTU, TO и TU. Первыми чемпионами стали Грег и Хейвуд на автомобиле Porsche 914-6 GTU. В первые годы в гонках побеждали в основном Porsche Carrera и Chevrolet Corvette.
Позже, новая группа GTX приносит абсолютное господство Porsche 935, который стал наиболее успешным автомобилем серии. Наиболее успешный гонщик - Питер Грегг, он становился чемпионом в 1971, 1973-1975 и 1978-1979 гг.
В 1981 году в серии появились прототипы новой группы GTP (аналог европейской группы С), первым чемпионом IMSA в этой группе стал Брайан Редман на автомобиле Lola Т600 Chevrolet. В категории GTP стартовали и автомобили March (чемпионы: 1983 - Ал Холберт, 1984 - Ренди Ланьер). В 1984 году в серии появился Porsche 962 который стал лучшим автомобилем в период 1985-1987 гг.. После этого в серии наступила эра Nissan под управлением Джеффа Бребхема (не опечатка - прим. автора). Гонщики на Toyota были самыми быстрыми в 1992 и 1993 гг., но это был закат эры GTP.
В эре GTP удачно выступали Jaguar американской группы 44. Наиболее значительных успехов достигла команда Tom Walkinshaw's Racing - TWR-Jaguars. Она выиграла много гонок, но так и не стала чемпионом серии. В гонках GTP принимали участие и другие именитые производители - BMW, Ford, Chevrolet-Lola и Mazda. Наряду с автомобилями GTP, в серии в 1985 году стартовали автомобили группы Camel Lights prototype, где первыми чемпионами стали гонщики команды Argo, которых позже обогнали гонщики команды Spice. Неплохо выступали и другие команды: Tiga, Royale, Alba, Fabcar и Kudzu.
Серия IMSA получила "новое лицо", когда прототипы новой группы WSC заменили "закрытые" прототипы GTP и Camel Lights. Самыми быстрыми оказались автомобили Ferrari, но первым чемпионом стал Вейн Тейлор из команды Kudzu, потому что Ferrari не успела полностью подготовиться к началу сезона и пропустила два стартовых этапа - Дайтона и Себринг. В 1995 достойным конкурентом Ferrari была команда Riley & Scott Mk III. До упадка серии, в 1998 году, этим двум фаворитам другие команды так и не смогли составить достойную конкуренцию.
В течении сезона 1997-го года серия IMSA была переименована в Professional Sports Car Racing (PSCR) и просуществовала с этим именем до конца сезона 1998-го года. С начала сезона 1999-го года, автомобили этой серии начали выступать в созданной по инициативе Дона Паноза новой American Le Mans Series.
В IMSA всегда существовали много групп с отдельными классификациями. Каждая эра серии имела свой "высший класс", сначала GTO, потом GTX, GTP и наконец WSC. Более "низшие" категории выступали в отдельных гонках. Вместе со "старшими братьями" они соревновались только в гонках на длинные дистанции типа 24 часа Дайтоны или 12 часов Себринга.
В серии IMSA автомобили класса GT делились на две категории: GTO - объем двигателя более 2.5 литра и GTU - объем двигателя до 2.5 литра. В 1992-м году категорию GTO переименовали в GTS. В 1995-м году, для того чтобы приблизиться к европейским правилам, автомобили GT разделили на категории GTS-1 и GTS-2. В 1997-м году организаторы изменили технические требования для автомобилей GTS-1, теперь они стали называться GTS-2, а группу GTS-2 переименовали в GTS-3.
Видео:
Deutsche Rennsport Meisterschaft (DRM) (1972-1985)
Этот чемпионат был основан для автомобилей групп А2 и А4. Для каждой группы проводились отдельные гонки. В 1977 году в чемпионат были допущены автомобили группы 5, и чемпионат получил более мощную поддержку зрителей, чем World Sportcar Championship.
В 1982-м году в DRM вместо автомобилей групп А2, А4 и 5 появились прототипы группы С. Чемпионат стал называться Deutsche Sportwagen Meisterschaft (DSM). В зачет чемпионата шли и очки полученные участниками в других международных сериях (World Endurance Championship и др.). Но в сезоне 1985-го года чувствовался явный недостаток участников. Чтобы чемпионат не "умер" организаторы изменили регламент, и на базе DSM с 1986 году стартовала новая серия Supercup series.
Fuji Long Distance Series (1977-1992)
Соревнования этой серии проходили на трассе Фуджи. Дистанция гонки составляла в разные годы 500, 1000 км или 500 миль. Серия не имела тогда статус Национальной.
Соревнования 1977-1984 гг. состояли из трех этапов. В 1985-1990 гонки на трассе Фуджи входили (вне зачета) в серию All Japan Endurance Championship. В 1991-1992 гонка входила как полноценный этап в серию All Japan Endurance Championship с общим подсчетом очков. В последнем сезоне (1992 г.) выступали автомобили группы С двух классов: с поршневыми двигателями объемом 3.5 литра и двигателями с турбонаддувом, а также роторными.
В период 1977-1983 в серии принимали участие автомобили групп 5 и 6. Но с появлением в 1983 году группы С, они исчезли из серии.
World Challenge for Endurance Drivers (1978-1980)
Ряд независимых гонок на выносливость. Проходивших при поддержке правительства Франции и санкционированных FIA. Они как-бы являются предшественниками подобных соревнований в рамках серии World Sportscar Championship.
Procar BMW M1 (1979-1980)
Соревнование в котором принимали участие только BMW M1. Заезды проводились непосредственно перед Гран-При Германии Формулы 1. Соревнование было своеобразной "гонкой поддержки". В этой гонке, на арендованных автомобилях, принимали участие и сами гонщики Формулы 1, которым через несколько часов предстояло опять садиться за руль, но уже болидов F1. Для них "бронировались" первые 5 мест стартовой решетки (по результатам квалификации Формулы 1).
All Japan Sports Prototypes Championship (1983-1992)
Гоночная серия стартовала в 1983 году. В соревнованиях принимали участие спортпрототипы групп С1 и С2. Десять лет существования принесли зрителям захватывающую борьбу между автомобилями Porsche 956/962C и японскими автомобилями марок Toyota, Nissan и Mazda.
SuperCup Series (1986-1989)
Немецкий чемпионат для автомобилей групп С1 и С2. Образовался на базе чемпионата Deutsche Sportwagen Meisterschaft (DSM). В нем принимали участие Топ-команды World Endurance Championship, такие как Jaguar, Porsche, Sauber и Nissan. Основу участников составляли частные команды использующие автомобили Porsche. В группе С2 в основном участвовали частные команды (Gebhardt и Spice), использовавшие автомобили Lola Т-600. Серия прекратила свое существование после 4-х сезонов, хотя пользовалась популярностью у зрителей.
Видео:
British C2 Championship (1988-1990)
Британский чемпионат для автомобилей группы С2. Он не пользовался популярностью у зрителей и производителей, и был свернут после 3-х сезонов. Наиболее успешные команды: Tiga, Spice и Ecosse.
ADAC GT Cup (1993-1997)
Представлял собой национальный Немецкий чемпионат для автомобилей класса GT. Он впервые стартовал в 1993 году. Участвующие автомобили были разделены на два класса. Принимали участие автомобили марок BMW, Porsche, Honda, Audi и Ford.
Видео:
BPR или BPR Global GT Series (1994-1996)
Название серии состоит из заглавных букв основателей этой серии GT - Юргена Барта, Патрика Питера и Стефана Рейтеля. В первом сезоне в 1994 году автомобили серий Porsche Supercup и Venturi Trophy соревновались против Ferrari F40. После отмены FIA GT Cup, эта серия заполнила собой вакуум международных соревнований класса GT. И поэтому в следующем сезоне привлекла к себе новых производителей. Наиболее успешным стал McLaren, модель McLaren F1 GTR, который выиграл большинство гонок в сезонах 1995 и 1996 гг.. В 1997 году этой серией заинтересовались "автогиганты", и с этого же года серия начала называться FIA GT Championship.
Belcar (1997-2000)
Национальный GT чемпионат Бельгии. Образовался в начале 90-х как Carglass Cup, а с сезона 1997 года изменил название на Belcar. Включает в себя гонки на выносливость, кульминация сезона - 24 часа Зольдера.
Sports Racing WORLD CUP (1997-2000)
Эта серия была основана Джоном Монголецци и стартовала под именем International Sports Racing Series (ISRS). Это были первые в Европе, за много лет отсутствия, международные соревнования для спортпрототипов. В гонках выступали прототипы двух классов - "высший" SR1 и "низший" SR2. Главными героями первого сезона стали Ferrari и Courage в классе SR1 и Centenari и Debora в классе SR2. Но первую гонку, свой единственный старт в сезоне, выиграла команда TWR-Porsche.
К сезону 1998-го года интерес к серии увеличился. Соревнования вышли за пределы Европы. Одна из гонок состоялась в ЮАР на трассе Кьялами, которая более 10-ти лет не принимала соревнований спортпрототипов. Из-за довольно большого количества этапов и возросшего интереса зрителей, в FIA решили присвоить серии статус Кубка Мира (WORLD CUP).
В 1999-м году договоренность с USRRC позволила провести гонки в рамках Транс-Атлантического вызова (см. выше). Но в 2000-м году когда USRRC отменила несколько гонок, Джон Монголецци свернул проект и переключил внимание на новую серию Grand-Am.
Видео:
Перевод: 7sergey7
Правка и редактирование текста: avicloud
Фото: в основном с сайта www.racingsportscars.com
Выражается благодарность пользователю нашего сайта - o6oRmoT. (Спасибо за предоставленный материал!)
2. У зарегистрированных пользователей автопубликация комментариев.